Можно с уверенностью говорить о том, что попадание любой твердой частицы в так называемый смазочный зазор подшипника скольжения, не сулит детали ничего хорошего. Так как масляная пленка, разделяющая поверхности трения, очень тонкая, даже мельчайший твердый объект способен нарушить ее целостность. Повреждение пленки приводит к полусухому трению, существенно сокращающему срок службы детали. Но это не самые серьезные последствия контакта с загрязнениями высокой твердости.

Последствия попадания в подшипник твердой частицы

В наиболее благоприятном случае частица внедряется в антифрикционный слой или рабочую поверхность изделия, что делает ее неопасной для опоры. Но если размер твердой частицы превышает толщину антифрикционного слоя, то она не может полностью в него погрузиться и становится «хронической» проблемой подшипника скольжения. Выступающая наружу часть постороннего тела приводит к появлению борозд на шейке вала, снижающих ресурс дорогостоящей детали. Борозды могут способствовать появлению задиров на самом подшипнике и полностью вывести его из строя в очень короткий срок.

Не стоит думать, что проблема будет касаться исключительно вала и его опоры. Загрязнения в виде частиц и металлические опилки из борозд легко проникают в смазочный контур и оказываются в соседних подшипниках. В силовом агрегате автомобиля частицы могут закрепиться даже в блоке цилиндров, постепенно способствуя его разрушению. Эта проблема может считаться уже глобальной и ставящей под угрозу работоспособность техники.

Как частицы оказываются в опорах скольжения?

Путей, для попадания абразивных загрязнений в смазочный зазор, может быть очень много. При этом ситуации могут быть совершенно неочевидными, и только опытный механик сможет разобраться, что стало причиной преждевременного износа опоры. Чаще всего твердые элементы оказываются в подшипнике в результате небрежного монтажа, когда сборка узла происходит в неподготовленном месте или плохо очищенными инструментами. Также в список наиболее распространенных причин входят:

  •         Повреждение смежных узлов, осколки и опилки которых оказались затянуты в подшипник;
  •         Нарушение целостности уплотнений, из-за которых рабочие поверхности начинают контактировать с окружающей средой;
  •         Загрязнение масляных фильтров, а также нерегулярное обслуживание систем смазки вцелом;
  •         Кавитация в самом подшипнике. Частицы, образовавшиеся при выкрашивании частей самой детали, могут повредить рабочие поверхности;
  •         Остаточные материалы внутри механизма, попавшие туда в процессе монтажа или специальной обработки, например, пескоструйной;
  •         Частицы, появившиеся в результате усталостного выкрашивания смежных деталей механизма;
  •         Повреждения валов, поршней, цилиндров, штоков и т.д. в виде задиров. Такие дефекты дают большое количество металлических частиц, которые могут, благодаря системам смазки и охлаждения, разноситься по механизму достаточно далеко.

Это основные проблемы, способные вывести из строя опору и рабочий вал. Существуют еще несколько десятков причин появления твердых частиц в опорах скольжения и перечислять их здесь нет смысла.

Пути устранения проблем

Появление борозд на поверхностях подшипника и даже валу – это еще не причина производить их полную замену. Все зависит от степени повреждения – если частиц было много и поверхности почти всплошную покрыты следами полусухого трения, то, разумеется, использовать такие детали дальше опасно. Но если видны лишь мелкие отпечатки, то вероятность того, что они будут влиять на работу опоры, невелика.

Независимо от результата осмотра, придется потратить время на поиск причины повреждения, так как проблема сразу же проявится на новом подшипнике или до конца разрушит старый. Существует комплекс мер, обязательных в случае, если подшипники скольжения или взаимодействующие с ними детали имеют следы повреждений твердыми частицами:

  •         Перед сборкой все части механизма тщательно очищаются, а смазочные отверстия, борозды и проточки промываются. Особое внимание следует уделить посадочным поверхностям, как на валу механизма, так и в корпусе;
  •          Проверяются все уплотнения, в том числе и те, что не имеют прямого отношения к узлу вращения, в состав которого входят подшипники;
  •         Замена масляного фильтра должна происходить обязательно с периодичностью, указанной производителями механизма;
  •         Проводится детальный осмотр всего устройства, на предмет обнаружения очагов кавитации в разных его частях.

Нужно отметить что время, затраченное на поиск проблем и их устранение, всегда окупается. Даже небольшая твердая частица, не сумевшая внедриться в антифрикционный слой, способна нанести большой урон деталям и стать причиной дорогостоящего и утомительного ремонта.