Ни для кого не секрет, что концерн SKF является мировым лидером подшипниковой индустрии и проводником множества ее инноваций. Наряду с разработкой новых сплавов для опор качения и скольжения, компания прикладывает немало усилий для создания полимеров. Эти перспективные материалы, некогда рассматриваемые лишь как сырье для уплотнений, сегодня могут конкурировать с металлами при производстве несущих элементов подшипников качения и скольжения.

Полимерные сепараторы

Компания SKF первой начала использовать полимеры для изготовления таких деталей опор качения как сепараторы. Этот материал можно назвать идеальным для этих элементов, которые должны быть невосприимчивыми к коррозии, стойкими к нагрузкам, легкими, независящими от смазки и при этом максимально дешевыми. Технология одностадийного формования пластиков, используемая на заводах SKF, позволяет быстро и без особых затрат получить сепараторы самых сложных конфигураций.

Для изготовления сепараторов, устанавливаемых в подшипники для самых экстремальных условий эксплуатации, таких как высокие и сверхнизкие температуры или действие агрессивной среды, SKF использует усиленный прочными волокнами полимер под названием PEEK (полиэфирэфиркетон). Эти сепараторы применяют в опорах шнековых компрессоров для аммиака, вибраторах для бетона и других устройствах, работающих с особыми средами. Также производитель использует сепараторы из полимерного материала PEEK в подшипниках большого диаметра для ветроэнергетики.

Для подшипников стандартного применения производитель чаще выбирает сепараторы из полукристаллического полиамида (PA). Этот полимер дополнительно армируют стекловолокном, чтобы повысить стойкость изделия к динамическим нагрузкам. Элементы из PA стали обычными компонентами для радиальных, упорных, сферических и радиально-упорных подшипников индустриальных серий, как шариковых, так и роликовых. Опоры качения для железнодорожного подвижного состава, испытывающие особо высокие рабочие нагрузки, оборудуют сепараторами из сверхпрочных сортов полиамида.

Подшипники скольжения

Компания SKF почти ежегодно представляет на рынке новые полимерные и композитные материалы для подшипников скольжения. На сегодняшний день наиболее перспективными считаются полимеры на основе политетрафтор-этилена (PTFE), который отлично справляется с ролью самосмазывающей субстанции. Для сферических узлов шведский бренд использует технологию стеклонаполненных панелей скольжения. Эти части опор производят из высококачественного полиамида, политетрафтор-этилена и армирующих волокон. Крепят их к телу опоры методом литья или приклеивания.

Такая технология значительно повышает себестоимость детали, но с точки зрения долговечности и стойкости к ударам, вибрациям и истиранию, такие расходы совершенно оправданы. Полимерная матрица не только обладает отличными антифрикционными свойствами, но и хорошо поглощает инородные абразивные частицы, которые становятся проблемой для сплавов металлов. Важный плюс этих узлов заключается еще и в отсутствии необходимости смазки.