Для современного подшипника качения такой параметр как класс точности не менее важен, чем его размеры. Многие современные механизмы требуют от опор самой высокой точности изготовления и даже разница между двумя соседними классами изделий может быть критичной. Так что такое класс точности подшипников и как он обозначается?

Классы точности по ГОСТ

Точность подшипника определяется не только допусками в размерах при его изготовлении, но и в точности вращения. Иногда классы по этим двум показателям разные и тогда принято присваивать детали наименьший из двух. Параметр этот сильно влияет на цену опоры – разница для одной и той же модели при разном классе точности может достигать трех раз. В современной России принято различать такие классы точности согласно ГОСТ520-200:

  • Радиальные и радиально-упорные подшипники качения с шариками и роликами: 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2;

  • Подшипники конические с роликами: 8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2;

  • Упорные и упорно-радиальные детали: 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2.

Класс точности подшипника указывается в маркировке, с левой стороны от основного номера изделия, пред знаком «тире». Кроме цифровых обозначений у нас в стране используются и буквенные. Например повышенная точность показана буквой «У» справа от цифры, показывающей класс. У прецизионных подшипников маркировки на кольцах нет, поэтому информацию следует искать на упаковке изделия.

Международное обозначение класса точности

Согласно мировым стандартам классов точности всего три. Наиболее распространен стандартный класс P6. Его не принято указывать в маркировке, поэтому, если у вас в руках подшипник без указания класса, то это наверняка он. Кроме этого выпускаются узлы классов P4 и P2. Ряд подшипниковых брендов также указывают класс точности P5. Самыми точными из всех являются детали класcа P2. Интересно, но изделия с такой высокой точностью считаются стратегической продукцией и в другие страны, как правило, не экспортируются.

Кроме стандартов ISO точность регламентируют более узкие нормативы, такие как французский AFNOR, немецкий DIN, японский JIS, а также американский стандарт ABEC/RBEC. С ними отечественный потребитель сталкивается нечасто, поэтому при выборе комплектующих почти всегда ориентируются на ГОСТ и ISO.

Важные моменты при выборе точных подшипников

К сожалению, «серые» производители из Азии часто указывают на своих продуктах класс точности, который не имеет ничего общего с действительностью. Это может привести к неприятным последствиям и даже серьезным и дорогостоящим ремонтам. Поэтому, чем более точный узел вращения вам нужен, тем больше вы должны быть внимательны к бренду, поставляющему изделие. Не стоит забывать и о том, что высокоточный подшипник не может быть дешевым.

Следует помнить и о том, что подшипники высокого класса точности имеют невысокий ресурс, но при этом могут сохранять прекрасный внешний вид. Этим пользуются нечистые на руку дельцы, продающие такие б/у опоры качения как новые. Разумеется, использовать такой подшипник согласно заявленной маркировке уже очень опасно, особенно если речь идет о валах, вращающихся с большой частотой.