Многие известные подшипниковые бренды кроме обычных серийных опор вращения предлагают изготовление под заказ нестандартных подшипников. Иногда компании используют для этого техническую документацию заказчика, а бывает и так, что разрабатывают узел сами, в своем конструкторском бюро. Зачем нужны нестандартные подшипники, а также в чем их преимущества и недостатки, мы постараемся объяснить в этой статье.

Зачем нужны нестандартные подшипники?

Организации, занимающиеся эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием строительной, специальной и техники, промышленных станков, металлургического оборудования и транспортных средств, чаще всего используют стандартные подшипники, представленные сегодня в очень широком ассортименте. Проблемы со стандартными опорами, которые приходится заменять в таких случаях, могут возникнуть лишь при ремонте устаревших механизмов, давно снятых с производства. Но даже в таком случае шанс отыскать подходящий современный аналог, используя каталоги крупных брендов, очень высок.

А вот компании, занимающиеся конструированием и изготовлением новой техники, часто не могут отыскать подходящую деталь в каталогах брендов. Серийные подшипники создаются с учетом стандартных типоразмеров и наиболее востребованных рабочих характеристик, поэтому, в основной своей массе, универсальны. Для уникальных машин, не имеющих аналогов, такие детали могут не подойти. Далеко не всех разработчиков устраивает вариант с подгонкой своего детища под серийные узлы – часто для этого приходится жертвовать не только компактностью, но и функциональностью машины.

Поэтому, хоть конструкторы и стараются не выходить за пределы стандартных серий, нередко им приходится обращаться к производителям для изготовления эксклюзивных узлов и их элементов. Список ситуаций, когда без нестандартного решения не обойтись, довольно внушителен. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин:

  • Существуют особые требования по габаритам. Чаще всего, речь идет о миниатюрных или, наоборот, очень больших опорах;

  • Опора должна обладать особыми антикоррозийными, антиабразивными, или электрохимическими свойствами;

  • Выдвигаются требования к биологической совместимости;

  • От опоры требуется наличие особых электромагнитных свойств;

  • Изделию предстоит работать в экстремальных температурных условиях;

  • Подшипник должен обладать высокими скоростными или грузовыми характеристиками.

Подшипники, изготавливаемые по специальному заказу, дают возможность конструкторам работать без оглядки на ограничения серийных моделей и тем самым двигать технику вперед. Кроме этого, клиент уверен, что он оплачивает только те возможности детали, которые ему на самом деле необходимы.

Отличия нестандартных опор от серийных

Нестандартные подшипники могут отличаться от серийных множеством параметров. Это могут быть детали больших или, наоборот, малых габаритов. Часто заказывают особые изделия для валов необычной формы или для корпусов особой конфигурации. Подшипники несерийного выпуска могут иметь также следующие особенности:

  • Внутренние и внешние кольца с нестандартным сложным профилем;

  • Специализированные покрытия колец, тел качения или втулок;

  • Нестандартные сепараторы из особых материалов или неординарной конструкции;

  • Нестандартный способ крепления в корпусе или на валу;

  • Применение особых материалов, например, титана, керамики, полимеров.

При этом внешне нестандартные опоры вращения часто неотличимы от серийных, особенно если их особенность заключается в материале.

Минусы нестандарных подшипников

Среди множества преимуществ нестандартных подшипников, обязательно стоит упомянуть и ряд недостатков. В первую очередь, к минусам нужно отнести высокую стоимость подшипников, изготовленных на заказ. На цену влияет то, что такие опоры приходится конструировать, нередко «с нуля», а затем внедрять в производство, заменяя оснастку станков и перенастраивая целые линии. Чем меньше партия, тем выше цена такого подшипника. Иногда изделие обходится в несколько раз дороже, чем стандартная модель, близкая по классу и характеристикам.

Еще один существенный недостаток – это зависимость потребителя от конкретной компании, разработавшей и изготовившей уникальную деталь. Серийные подшипники разных брендов, при совпадении характеристик, взаимозаменяемы, чего нельзя сказать об узлах, выпущенных по индивидуальному заказу. Иногда бывает так, что из-за ухода с рынка определенного производителя, нарушаются поставки нестандартных опор и потребители снова вынуждены искать компанию, способную производить такие детали.

Эти серьезные проблемы часто становятся сдерживающими факторами для конструкторов, которые опасаются сложностей с поставками. Поэтому вопрос – стоит связываться с такими подшипниками или нет, каждый разработчик и производитель техники решает для себя сам.