подшипники качения классификация и обозначение


Выбирая подшипниковые узлы, важно обратить внимание на условные обозначения, которые можно увидеть на каждой конструкции, независимо от ее классификации. Условные знаки принято наносить с помощью использования клейма – на торцы колец. Также, активно используют и другие не менее популярные методы – травление или электроискровой метод.


Для наружного кольца используется маркировка, которая наносится с помощью электрохимического травления. Условное обозначение подшипников качения может отсутствовать в определенных ситуациях. К примеру, дополнительные цифры не указываются для миниатюрных деталей или прецизионных конструкций. Вся необходимая информация находится на верхней части товара и документах, что прилагаются к товару.


Особенности маркировки по ГОСТ

Основная система условных обозначений подшипников качения демонстрирует главное исполнение подшипникового узла. Использование таких букв или цифр на внутренних и внешних поверхностях свидетельствует о том, что перед покупателем оригинальная продукция. Ведь далеко не все мошенники указывают на подделках необходимую маркировку.

Основная система состоит из следующих пометок:

• Представлена категория точности 0 согласно ГОСТу 520.
• Представленные модели с кольцами и набором тел, которые выполнены из стали с антикоррозийным напылением – подшипниковая сталь ШХ15.
• Устройства, укомплектованные сепараторами, что необходимы для грамотной конструкции согласно определенным документам на продукцию.
Главное обозначение ГОСТ включает в себя 7 разных цифр. При этом порядок расположения опознавательных знаков напрямую зависит от основной структуры подшипникового узла, его диаметра. С учетом этих характеристик, принято рассматривать определенную формулу.

Расчет по формуле

Если модели имеют внутренний диаметр от 10 мм и больше, тогда используется следующая формула. К примеру, маркировка подшипника указана таким образом: 7654321, где:
• 7 – это серия ширины;
• 65 – особенность конструкции;
• 4 – тип подшипникового узла;
• 3 – определенный диаметр;
• 21 – внутренний диаметр.
При этом важно учесть, что под эту расшифровку не входят устройства, показатели внутреннего диаметра которых составляют 22, 28, 32, 500 мм и больше. Все перечисленные модели классифицируются по другим формулам, что влияет на выбор и дальнейшую эксплуатацию узлов в целом.

Дополнительные знаки

Кроме основных отмечают также и дополнительное обозначение подшипников качения, расшифровка которого позволяет упростить процесс подбора необходимой детали. Под дополнительными принято рассматривать следующие виды маркировки, что расположены слева от основной:
• категория модели;
• момент трения;
• зазор;
• показатели точности.
Кроме того, некоторые производители уделяют особое внимание температурным показателям, качеству материала, некоторым особенностям конструкции, смазочным материалам, вибрации (показатели, расположенные справа от основной маркировки). Все это позволяет покупателям сделать правильный выбор, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках узла и всего оборудования.

Категория и особенности трения подшипника

Если производитель указал значение «А» или «В» – это свидетельствует о наличие специальных технических условий эксплуатации. Согласно ГОСТу 520-89 всего выделяют три основные категории конструкции:
1. А – это устройства, что принадлежат к категории точности 5, 4, 2, Т;
2. В – модели, которые принадлежат к категории 0, 6Х*, 6, 5;
3. С – узлы, что относятся к категории 8, 7, 0, 6.

Момент трения представлен цифрами, что обозначают конкретную норму. В свою очередь норма указана номером определенного ряда, что указывается перед значением радиального зазора. Для радиально-упорных и радиальных моделей однорядного типа на месте, где должно быть указано отверстие, можно увидеть букву «М».
Обозначение посадок подшипников качения отличается для устройств, что относятся к конструкциям тугой подборки. Такие модели характеризуются незначительными радиальными отверстиями, а потому они имеют дополнительные значения – «НТ» и «НУ».

Радиальное отверстие и категория точности

Чтобы подобрать по размерам подшипник качения, рекомендуется обратить внимание на радиальные зазоры, указанные согласно ГОСТ 24810. Данное обозначение можно увидеть с левой стороны по отношению к классу точности конструкции.
Например: 76-180607, где 7 – это группа радиального отверстия, а 6 – класс точности. Все остальные специальные требования отмечаются буквой «Н».
Характеристики класса точности зависят от порядка повышения показателей точности, значений предельных отклонений форм, размеров и расположения поверхностей в целом.

Выделяют несколько популярных классов:

• 0, 6, 5, 4, 2, Т – актуально для шарикоподшипников и роликоподшипников радиального типа, а также для шарикоподшипников радиально-упорного типа;
• 0, 6, 5, 4, 2 – для упорных и упорно-радиальных видов подшипниковых узлов;
• 6Х*, 6, 5, 4, 2 – предназначено для роликовых моделей конического типа (в некоторых условных обозначениях 6Х может проставляться таким образом – «Х»).
Все классы точности от 7, 8 или ниже 0 принято использовать в неответственных конструкциях. Учитывая все особенности обозначения, можно подобрать подходящее устройство для дальнейшей эксплуатации.