Ремни для передачи крутящего момента используют в разных сферах деятельности человека. В наши дни в промышленном оборудовании и в транспортных средствах используют два типа приводов: клиновые и плоские. Эти детали имеют существенные различия, как в конструкции, так и в области применения.

Принцип действия клинового ремня основывается на следовании ремня по специальному элементу шкива – ручью. Благодаря ручьям ремни не соскакивают и не перекручиваются даже при больших скоростях вращения. Чем больше усилие, передаваемое узлом, тем большее количество клиновых ремней располагают в ручьях шкивов. Этот способ передачи мощности отлично подходит для оборудования с высокой мощностью, к которому предъявляются самые высокие требования по надежности.

Плоские ремни работают за счет высокого коэффициента трения между шкивом с бочкообразной формой и самим ремнем. Плоскоременные передачи чаще всего задействуют там, где нет больших усилий на шкиве, например, в шлифовальных и распилочных машинах, конвейерах и вентиляторах. Важной особенностью плоских ремней можно считать возможность использования их двух сторон для контакта с шкивами. Это важно в тех случаях, когда момент передается посредством серпантинной передачи.

Плоские приводные ремни соприкасаются со шкивами всей поверхностью и при этом не нуждаются в специальной установке на шкив. Износ таких ремней незначителен и во многих случаях такие передачи работают без обслуживания и ремонта долгие годы. Клиновые ремни в процессе работы вдавливаются в ручей и извлекаются из него, поэтому подвергаются более интенсивному износу и служат меньше, чем плоские. Также такой способ контакта со шкивами связан с большими потерями энергии.

Плоские ремни работают очень тихо, в то время как применение клинового ремня часто сопровождается свистящим звуком. Работа ремня в ручье способствует образованию черной резиновой пыли, загрязняющей не только шкив, но и соседние части механизма. Со всем этим приходится мириться ради надежности и мощности, которыми отличается клиновая передача.

При установке плоских ремней большое значение играет степень натяжения детали, которая должна составлять 1-3%. Для определения натяжки часто приходится выполнять расчет, но это оправдывается тем, что правильно подобранный и установленный плоский ремень не нуждается в последующей регулировке. С клиновыми приводными ремнями все проще и одновременно сложнее. Их подбирают методом приближенной оценки, поэтому такая передача почти всегда имеет определенную погрешность. Постепенный износ самого ремня и ручья шкива требует периодического натяжения детали. Эти неточности влияют на срок службы ремней клинового типа, который на порядок ниже, чем у плоских изделий.

Целесообразность применения плоской или клиновой ременной передачи далеко не всегда очевидна. Поэтому решение об использовании той или иной конструкции может быть принято только после технических расчетов, выполненных квалифицированными специалистами.