Подшипники для подъемного оборудования

Современное подъемное оборудование чрезвычайно разнообразно и используется в разных областях человеческой деятельности. Тельферы, подъемники, лифты, краны – эти машины объединяет работа в сложных условиях, с большими нагрузками и высокой ответственностью. Поэтому подшипники для подъемного оборудования должны быть выносливыми, долговечными, а также простыми в обслуживании и замене.

Какие подшипники используются в подъемном оборудовании

В разных узлах грузоподъемной техники используются различные виды опор качения. В кабельных блоках автомобильных, башенных и гусеничных кранов, используют одно- и двухрядные цилиндрические роликовые подшипники. Эти детали не обладают высокими скоростными характеристиками, но способны выдерживать большие радиальные нагрузки и внушительные моментные силы. В коробках отбора мощности, редукторах и насосах промышленного подъемного оборудования чаще всего применяют цилиндрические и конические роликовые подшипники качения, иногда закрытого типа.

Валы электродвигателей небольших тельферов могут опираться на шариковые подшипники, а в случае с мощными агрегатами башенных и мостовых кранов – на игольчатые опоры. Отдельно стоит сказать об упорных подшипниках, используемых в поворотных узлах подъемной техники. Используемые в них роликовые детали рассчитаны на огромные осевые нагрузки и воздействие негативных факторов – пыли, влаги, вибрации, агрессивных химических компонентов.

В грузоподъемных механизмах, имеющих ходовую часть, большую роль играют детали, обеспечивающие перемещение. В автомобильных и пневмоколесных кранах применяют радиально упорные ступичные подшипника, а в мостовых, козловых и башенных, использующих рельсы и подкрановые пути, используют буксовые опоры вращения в виде сборных подшипниковых узлов. Подъемные механизмы, использующие пневмо- и гидроцилиндры укомплектовываются также подшипниками скольжения, как обычными, так и в виде поворотных головок.

Особенности использования подшипников в подъемной технике

В последнее время в строительных и морских кранах часто используют шкивы из полиамидов. Они не боятся перепадов температур, морской воды, ударов, пыли, воздействия нефтепродуктов, а также имеют приемлемую цену. В основе такого пластикового шкива, тем не менее, лежит стальной роликовый подшипник качения. При выборе опоры для такого полимерного узла следует учитывать ряд особых параметров, связанных с тем, что материалы деталей имеют разные физические свойства:

  • Учитывать соразмерность и клиренс подшипника и шкива;

  • Помнить о разном коэффициенте температурного расширения;

  • Особенно внимательно проверять зазоры и допуски.

Также нужно рассматривать особенности монтажа – оптимальным будет решение, позволяющее произвести замену подшипника в полевых условиях, не отправляя технику на ремонтную базу. В подъемных машинах, работающих в условиях стройплощадок, складов сыпучих материалов, химического и металлургического производства, стараются максимально использовать закрытые подшипники, защищенные от внешних факторов уплотнениями.