классификация подшипников качения и типы


Главное назначение подшипников качения – работать в процессе трения качения. Конструкция состоит из нескольких колец, тел качения, сепараторов задача которых – отделить тела качения друг от друга (они позволяют их удерживать на определенном расстоянии с учетом направляющего движения).


В зависимости от определенной модели производитель использует разные тела:
• подшипниковый узел с шариковыми изделиями;
• с укороченными цилиндрическими роликами;
• с удлиненными цилиндрическими или игольчатыми роликами;
• с роликами конического типа;
• с бочкообразными видами.


Чтобы заметно уменьшить габариты, а также увеличить показатели жесткости и точности, инженеры используют совмещенные опоры. Под этим термином принято рассматривать дорожки качения, которые выполнены на валу или же находятся на верхней части корпусной детали.
В продаже можно встретить различные серии узлов, в конструкции которых не предусмотрен сепаратор. Основная отличительная особенность данной детали заключается в наличии огромного количества тел качения и увеличенных показателей грузоподъемности. Однако стоит отметить, что максимальные частоты вращения этих моделей в два раза ниже по сравнению с другими моделями. Это объясняется повышенными моментами при сопротивлении вращения.

Разновидности моделей

В зависимости от определенной сферы эксплуатации различают разные типы подшипников качения, которые отличаются конструктивно и функционально. В ассортименте каждого производителя найдется несколько распространенных разновидностей, благодаря чему покупатель подберет необходимую модель для работы конкретного оборудования.

Рассматривают следующие виды подшипников качения:

• Радиальные модели могут быть одно- или двухрядными – в зависимости от количества рядов. Они функционируют с незначительными потерями на трение и могут эксплуатироваться с достаточно высокой частотой вращения. Это модели с неразборным типом конструкции.
• Радиально-упорные шарикоподшипники имеют соответствующую маркировку и дорожки качения, расположенные на двух кольцах – наружном и внутреннем. При этом они отличаются главным признаком – наличие смещенных вдоль оси дорожек. Таким образом, представленная деталь отлично справляется с комбинированными усилиями. Классифицировать подшипники также принято и по количеству тел – одно- и двухрядные.
• Цилиндрические роликовые модели отличаются разъемной конструкцией. В результате кольцо с бортами и вместе с сепаратором, набором роликов – может монтироваться отдельно от второго кольца. Это позволяет заметно упростить процесс выполнения монтажных и демонтажных работ.
• Сферические роликоподшипники самоустанавливающегося типа также имеют несколько рядов. Двухрядные устройства способны эксплуатироваться в условиях тяжелых радиальных усилий, а также при огромных осевых нагрузках, что действует в обе стороны.
• Конические устройства отличаются разборной конструкцией. Внутренняя часть подразумевает наличие внутреннего кольца, дополненного набором роликов и сепаратором. Таким образом, монтаж этого блока может осуществляться отдельно, независимо от наружного кольца.
• Упорный шарикоподшипник – самый популярный подшипник качения, купить который можно по выгодным ценам. Они часто эксплуатируются в узлах, что отличаются минимальной частотой вращения.
Классифицировать подшипниковые узлы можно по разным критериям. Однако основная классификация подшипников заключается в особенностях их конструкции: определенный набор компонентов, их расположение, материалы, из которых они изготовлены.

Преимущества и недостатки

Если сравнить подшипники качения с устройствами скольжения, можно отметить несколько отличительных особенностей. Это заключается не только в конструктивных характеристиках, но и также в некоторых эксплуатационных моментах.

Основные достоинства подшипников качения:

• Минимальная потеря в процессе трения, что приводит к повышенному КПД – порядка 0,995. Кроме того, отмечают незначительный нагрев в процессе работы.
• Во время пуска момент трения уменьшается в 10, а в некоторых случаях и в 20 раз.
• Учитывая взаимозаменяемость деталей, ремонт оборудования осуществляется достаточно быстро и не представляет особой сложности.
• Подшипниковые узлы скольжения принято изготавливать из различных цветных материалов, что являются дефицитным товаром. Таким образом, удается экономить данные металлы при массовом производстве моделей качения.
• Демократичная стоимость за счет больших объемов поставки стандартных устройств.
• Уменьшенные габариты в осевом направлении.
• Минимальный расход смазочных материалов.
• Простая процедура замены и регулярного технического обслуживания.

Учитывая основные достоинства, отмечают также и некоторые незначительные минусы. Среди таких недостатков следует отметить ограниченное использование в условиях высоких нагрузок и повышенной рабочей скорости. Такие конструкции не рассчитаны для эксплуатации в подобных сложных условиях, что может повлиять на их срок службы. Кроме того, их не принято использовать в результате сильных ударных усилий или вибраций. Однако они нашли свое применение в промышленных сферах, где оборудование работает в несложных эксплуатационных условиях.