Толстостенные подшипники

Толстостенными подшипниками называют опоры вращения, на несущую поверхность вкладышей которых нанесен слой антифрикционного сплава. Опоры такого типа делятся на два поколения. Для вкладышей первого применяют баббит высокооловянистого типа (Б83), толщина заливки которым может быть от 1 до 5 мм. Этот сплав обладает не только хорошими антифрикционными качествами – важным его преимуществом можно считать пластичность, гарантирующую быструю и точную приработку узла.

К минусам баббита Б83 можно отнести его низкую термостойкость. Температура, при которой плавится тот сплав, находится в интервале от +240 до 320 градусов Цельсия. При нагревании выше 100 градусов сплав начинает терять прочность, поэтому эта температура считается максимальной для таких толстостенных подшипников. Также нужно учитывать, что баббит плохо выдерживает удары и вибрации, от которых усиливающий слой может выкрашиваться и опора выходит из строя.

Толстостенные опоры второго поколения изготавливают с использованием свинцовистой бронзы, более дорогостоящего, но в то же время и более выносливого сплава. Бронза не только более термостойка, но и показывает высокую механическую прочность. Устойчивость материала к действию абразивных частиц, попадающих в подшипник вместе с машинным маслом, а также стойкость к ударам, позволяют применять толстостенные опоры в дизельных агрегатах высокой мощности. Материал дает возможность снизить толщину наплавляемого слоя, а вместе с этим и уменьшить вес и габариты подшипника, что очень важно для опор большого диаметра.

Свойства толстостенных подшипников скольжения второго поколения позволяют использовать их в наиболее суровых условиях эксплуатации:

  • Судовых дизельных двигателях;

  • Силовых агрегатах специальной и военной техники;

  • Энергетических установках большой мощности;

  • Горнодобывающей и горнообогатительной технике;

  • Строительном оборудовании;

  • Железнодорожном транспорте.

В последнее время толстостенные подшипники уступают дорогу изделиям с тонкими вкладышами. Толщина их находится в пределах от 0.025 до 0.5 мм. Они лучше тем, что вкладыш с тонкой стенкой плотнее прилегает к постели, обеспечивая не только отличный теплоотвод, но и снижение усталостной нагрузки детали. Они не требуют шабровки и пригонки при монтаже, в отличие от толстостенных вкладышей.

Одним из мировых лидеров в производстве толстостенных подшипников двух поколений считается концерн SKF. Бренд предлагает сотни вариантов деталей разного диаметра, конструкции и специализации. Также известен своими опорами скольжения австрийский производитель NKE, продукцию которого можно рассматривать как доступный по цене аналог опор шведского концерна.